Автор:
Кассирер Э.
В первые два десятилетия ХХ в. существовало две группы последователей И.Канта - так называемая фрайбургская (баденская) и марбургская школа неокантианства. Первая - В.Виндельбанд, Г.Риккерт - знаменита трудами по истории философии, методологическими работами о гуманитарных и естественных науках. Вторая (Г. Коген, П. Наторп) сосредоточилась в основном на логической и теоретико-познавательной проблематике. (В силу некоторых особенностей российской культуры работы первой из школ получили в России большую известность.)Эрнст Кассирер занимает среди неокантианцев ХХ в. особое положение. Его тема - философия языка и, шире, природа символического как такового ("Философия символических форм"). Поскольку тайны языка занимали современную философию больше, чем теория познания, потихоньку отходившая в вотчину философии науки, то и Кассирер читается сегодня с большим интересом, чем, например, тяжеловесные и простоватые построения Риккерта.Однако эта книга посвящена второй важной проблеме, занимавшей Кассирера, а именно - философии Просвещения, осмыслению мировоззренческого и научного поворота, произошедшего в XVIII в. В разработке этой темы Кассирер опять-таки оказался одним из первых в ХХ в.; его работы до сих пор считаются классикой.Книга дает, в соответствии с замыслом автора, общий очерк основных проблем, поставленных философией эпохи Просвещения, показывает своеобразную глубину философской мысли, сыгравшей столь важную роль в развитии последующих философских систем, прежде всего Канта. Автор рассматривает формы мышления, свойственные эпохе Просвещения, роль познания природы, психологию и учение о познании, значимость и содержание религиозной идеи. Особые главы посвящены отношению Просвещения к миру истории («Завоевание исторического мира»), праву и государству, обществу. Существенное внимание уделено основным проблемам эстетики. Книга отмечена печатью своеобразия авторского подхода к философской мысли эпохи ПросвещенияСодержаниеПредисловие 7I. Форма мышления в эпоху Просвещения 16ІІ. Природа и ее познание в философии Просвещения 53III. Психология и теория познания 112IV. Идея религии 1551. Догма первородного греха и проблема теодицеи 1582. Идея толерантности и обоснование «естественной религии» 1823. Религия и история 203V. Завоевание исторического мира 220VI. Право, государство и общество 2591. Идея права и принцип неотчуждаемых прав 2592. Идея договора и метод социальных наук 278VII. Основные проблемы эстетики 3031. «Эпоха критики» 3032. Эстетика классицизма и проблема объективности прекрасного 3073. Проблема вкуса и поворот к субъективизму 3264. Эстетика интуиции и проблема гения 3425. Рассудок и воображение. Готшед и швейцарские критики 3606. Обоснование систематической эстетики. Баумгартен 367Указатель имен. Составитель Е.Н.Балашова 394..