семиотика

Сравнение товаров (0)


Избранные работы: Семиотика. Поэтика. \1989

1615грн.

Язык и коммуникационное пространство. Ego Loquens
Автор: Успенский Б.А.

Язык и коммуникационное пространство. Ego Loquens

Второе, исправленное и дополненное издание монографии, посвященной языковым проблемам коммуникации. Основное внимание уделено роли дейксиса и связанным с ним механизмам восприятия действительности. Одновременно в книге рассматриваются механизмы понимания текста.ОглавлениеОт автора Дейксис и коммуникация: Язык как средство формирования виртуальной реальностиОбщие замечания Статус личных местоимений Специфика местоимения «я» (в языке): Отсутствие формы множественного числа Специфика местоимения «я» (в речи): Ограничения в воспроизведении Дейктические слова и постулирование объективной реальности Осмысление реальности: формирование метаязыка для ее описания Дейктические слова и освоение языка Классификация языковых знаков (слов) Примечания Коммуникация и понимание: Отношение понимания к порождению речиПредварительные замечания: общие предпосылки языковой коммуникации Смысл и перевод Языковая коммуникация как эвристический процесс Общий контекст, объединяющий адресанта и адресата, как условие понимания Понимание как моделирование ситуации Характер освоения языка: как мы учимся понимать? Мышление и автокоммуникация Некоторые иллюстрации к сказанному Примечания Коммуникация и понимание: Понимание и языковой экcпериментПереносный смысл и проблема построения бессмысленного текста Преобразование ситуации в комическом тексте Может ли быть понят текст, состоящий из несуществующих слов? Преобразование языка в поэтическом текста Некоторые обобщения Примечания..

1215грн.

Структура художественного текста. Анализ поэтического текста
Автор: Лотман Ю.

Структура художественного текста. Анализ поэтического текста

В издание включены две монографии, составляющие важнейшую часть научного наследия всемирно известного российского ученого, филолога и культуролога, основоположника отечественной семиотики Юрия Михайловича Лотмана. Художественный текст как результат столкновения нескольких принципиально различных языков и конфликта между ними, как «сложно построенный смысл», где план содержания и план выражения способны к множественным взаимным перекодировкам, как структура, способная не только хранить и передавать информацию, но и генерировать новые смыслы, вступая в сложные игровые соотношения с другими текстами и с памятью аудитории, – эти ключевые теоретические положения книги «Структура художественного текста» (1970) получили многоплановое развитие в более поздних работах автора и в трудах ученых московско-тартуской семиотической школы. Преломлением этих идей в стиховедческую плоскость стала книга «Анализ поэтического текста» (1972), содержащая разбор конкретных произведений русских поэтов (от Батюшкова до Заболоцкого) с точки зрения их художественной структуры.Структура художественного текстаОГЛАВЛЕНИЕВведение1. Искусство как языкИскусство в ряду других знаковых системПонятие языка словесного искусстваО множественности художественных кодовО величине энтропии художественных языков автора и читателя2. Проблема значения в художественном тексте3. Понятие текстаТекст и внетекстовые структурыПонятие текстаИерархичность понятия текстаСловесный изобразительный знак (образ)4. Текст и системаСистемное и внесистемное в художественном текстеМногоплановость художественного текстаИскусство не есть играПринцип структурного переключения в построении художественного текста«Шум» и художественная информация5. Конструктивные принципы текстаПарадигматическая ось значенийСинтагматическая ось в структуре художественного текстаМеханизм внутритекстового семантического анализа6. Элементы и уровни парадигматики художественного текстаПоэзия и прозаПринцип повтораПовторяемость на фонологическом уровнеРитмические повторыПовторяемость и смыслПринципы сегментации поэтической строкиПроблема метрического уровня стиховой структурыГрамматические повторы в поэтическом текстеСтруктурные свойства стиха на лексико-семантическом уровнеСтих как мелодическое единствоСтих как семантическое единствоСверхстиховые повторыЭнергия стиха7. Синтагматическая ось структурыФонологические последовательности в стихеСинтагматика лексико-семантических единиц8. Композиция словесного художественного произведенияРамкаПроблема художественного пространстваПроблема сюжетаПонятие персонажаО специфике художественного мираПерсонаж и характерКинематографическое понятие «план» и литературный текстТочка зрения текстаСоположенностъ разнородных элементов как принцип композиции9. Текст и внетекстовые художественные структурыОтносительность противопоставления текста и внетекстовых структурТипология текстов и типология внетекстовых связейЗаключение.............Анализ поэтического текстаВведение.Задачи и методы структурного анализа поэтического текста.Язык как материал литературы.Поэзия и проза.Природа поэзии.Художественный повтор.Ритм как структурная основа стиха.Ритм и метр.Проблема рифмы.Повторы на фонемном уровне.Графический образ поэзии.Уровень морфологических и грамматических элементов.Лексический уровень стиха.Понятие параллелизма.Стих как единство.Строфа как единство.Проблема поэтического сюжета."Чужое слово" в поэтическом тексте.Текст как целое. Композиция стихотворения.Текст и система.О "плохой" и "хорошей" поэзии.Некоторые выводы.Вводные замечания.К.Н. Батюшков. "Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы.".А.С. Пушкин. Ф.Н. Глинке.А.С. Пушкин. "Зорю бьют. из рук моих.".М.Ю. Лермонтов. "Расстались мы; но твой портрет.".Ф.И. Тютчев. Два голоса.Ф.И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г.Н.А. Некрасов. Последние элегии.А.К. Толстой. "Сидит под балдахином.".А.А. Блок. Анне Ахматовой.М.И. Цветаева. "Напрасно глазом — как гвоздём.".В.В. Маяковский. Схема смеха.Н.А. Заболоцкий. Прохожий...

1236грн.

Внутри мыслящих миров \2014
Автор: Лотман Ю.

Внутри мыслящих миров \2014

Юрий Михайлович Лотман - всемирно известный ученый, филолог и культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и насчитывает около восьмисот научных и научно-популярных статей и книг. Ему суждено было стать во главе целой научной школы, которая развивала новые методы анализа художественного текста, чуждые официальному советскому литературоведению. Поиски универсального научного метода были результатом его многолетних исследований, посвященных русской литературе, истории и культуре. Работы по семиотике, к которым относится и монография ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ, принесли ученому мировую известность. Культура, понимаемая как открытая знаковая система, - ключевое положение его научной теории, основанной на богатейшем историко-культурном материале и позволяющей объединить различные области гуманитарного знания.Содержание:ВведениеЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Текст как смыслопорождающее устройствоТри функции текстаАвтокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты (Одвух моделях коммуникации в системе культуры)Риторика - механизм смыслопорожденияИконическая риторикаТекст в процессе движения: автор - аудитория,замысел - текстСимвол - "геи сюжета"Символ в системе культурыЧАСТЬ ВТОРАЯ. СемиосфераСемиотическое пространствоПонятие границыМеханизмы диалогаСемиосфера и проблема сюжетаСимволические пространстваНекоторые итогиЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Память культуры. История и семиотикаПроблема исторического фактаИсторические закономерности и структура текстаАльтернативный вариант: бесписьменная культураили культура до культуры?О роли типологических символов в историикультурыВозможна ли историческая наука и в чем еефункция в системе культуры?Заключение..

1470грн.

Основы семиотики \Гринев-Гриневич
Автор: Гринев-Гриневич С.В.

Основы семиотики \Гринев-Гриневич

В пособии излагаются основные положения сложившейся в се­редине XX в. семиотики как науки о знаках и знаковых системах и дана картина исторического развития и современного состояния се­миотики.Для специалистов, работающих в области семиотики, терминоведения и философии и всех интересующихся проблемами современ­ной науки; пособие также может быть использовано в рамках курса по общему языкознанию преподавателями и студентами гуманитар­ных факультетов университетов и гуманитарных вузов.ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие51.Краткая история формирования семиотики121.1. Античный период121.2. Средневековье191.2.1. Раннее Средневековье191.2.2. Роджер Бэкон (1214-1293)211.2.3. Спекулятивная грамматика261.2.4. Мысленные представления как знаки321.2.5. Знак как центральное понятие логики XIV в331.3. Новое время391.3.1. Коимбрская схоластика391.3.2. Френсис Бэкон (1561-1626)481.3.3. Томас Гоббс (1588-1679)491.3.4. Всеобщая грамматика Пор-Рояля561.3.5. Джон Локк (1632-1704)571.3.6. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716)591.4. XIX век611.4.1. Иммануил Кант (1724-1804)611.4.2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831)631.4.3. Людвиг Генрих Якоб (1759-1827)691.4.4. Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835)721.4.5. Александр Афанасьевич Потебня (1835—1897)742.Формирование теоретических основ семиотики. Классики семиотики772.1. Основоположник семиотики Чарльз Сандерс Пирс(1839-1914)772.2. Фердинанд де Соссюр (1857-1913)912.3. Чарльз Уильям Моррис (1901-1978)1093.Развитие семиотики в 1960—80-егоды1153.1. Проблематика семиотики1153.2. Развитие структуры семиотики и формирование семиотических дисциплин1233.2.1. Медицинская семиотика1253.2.2. Биосемиотика1273.2.3. Этносемиотика13733.2.4. Семиотика культуры1503.2.5. Семиотика искусства1593.2.6. Лингвосемиотика1613.2.7. Абстрактная и кибернетическая семиотики1763.2.8. Семиотические аспекты терминоведения1773.3. Развитие типологии знаков1833.4. Аспекты рассмотрения знаков1883.5. Свойства знаков1903.6. Типология знаковых систем1924. Современное состояние общей семиотики2034.1. Современная проблематика семиотики2034.2. Знаковая ситуация2074.3. Аспекты современной общей семиотики2104.4. Типология знаков2184.5. Свойства знаков и знаковых систем2304.6. Методы семиотических исследований2344.7. Семиотические процессы и явления241Литература247..

712грн.

Философия знаковых систем и язык
Автор: Соломоник А.

Философия знаковых систем и язык

В настоящей книге исследуются происхождение и закономерности знаковых систем, а также сделана попытка построения их иерархических уровней и классификации по ряду избранных автором признаков. В свете данного подхода многие традиционные в этой области проблемы получают дополнительный импульс и новые перспективы. В работе рассматриваются математические коды, системы записи, языковые и образные системы, а также естественные знаковые системы.Книга будет полезна для всех, кто интересуется законами функционирования языка и общими законами знаковых систем вообще.Оглавление Предисловие............ стр. 1Часть I: ИЕРАРХИЯ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМГлава 1. Историческое обоснование теории........... стр. 5Теория Божественного происхождения языка. Древние греки о происхождении языка. Снова о Божественном происхождении языка --- период Реформации и далее. Рационалистическая философия Декарта. Джон Локк и его «Опыт о человеческом разуме». Лейбниц и его лингвистические изыскания. Кондильяк о природе языка. Де Соссюр и его влияние на настоящее исследованиеГлава 2. Философские предпосылки теории........... стр. 20Слово как знак. Слово описывает «реальность». Слова и понятия. Языковые системы знаков. Знаковые системы --- философский комментарий. Треугольник взаимодействий. Дискуссия Гердера с Кондилъяком. Три компонента взаимодействия. Диахронизм и синхронизм триединой схемы. Движение системы «вверх»Глава 3. Некоторые определения и разные типы знаковых систем.......... стр.32Что такое знаковая система? Типы знаковых систем. Типы знаковых систем в онтогенезе. Некоторые черты констелляций разных знаковых систем. Знаковые системы в срилогенезе. Последовательность знаковых систем в обученииГлава 4. Естественные знаки и их системы.......... стр. 47Что такое естественные знаки? Системы естественных знаков. Основные свойства естественных знаков и их систем.Глава 5. Образы и образные системы знаков............... стр. 56Образные знаки, смысл их появления. Сравнение различных образных знаков с естественными. Изоморфизм образа и виды изоморфизма. Системы простейших образных знаков. Образы, внешне похожие на изображаемое. Системы, построенные преимущественно на «иконах». Конвенциональные образы. Церемониальные образные системы. Образные системы искусств. Жесты и системы жестов. Закономерности образных системГлава 6. Языковые знаковые системы.......... стр. 90Общие определения языка. Слово как базисный знак языковых систем. Знаковые континуумы слов. Положение слова среди других типов знаков. Метаязык языковых знаковых систем. Системы записи языков. Логики языковых систем. Верификация процесса и результата действия языковых системГлава 7. Системы записи........... стр. 104Картография. Нотная грамота и системы записи танца. Языковые и математические системы записи. Общие свойства систем записиГлава 8. Кодовые системы............... стр. 117Базисные знаки кодовых систем. Метаязык кодовых систем и их логика. Верификация в процессе работы с кодовыми системами. Верификация результатов кодовых операций. Место кодов среди других знаковых системГлава 9. Выводы из общего анализа систем.............. стр. 131Типы знаковых систем. Типы знаков. Важнейшие характеристики знаковых системЧасть II: ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМАГлава 1. Слово --- базисная единица языка,значение слова.................. стр.139Слово в естественных языках. Слово как базисный знак в других языковых системах. Слово как знак в широком семиотическом контексте. Проблема значения словаГлава 2. Семиотическая последовательность слов............ стр. 153Ономатопеи. Имена собственные. Основной лексический фонд. Заимствованная лексика. Слова вторичной мотивации. Деиктические слова. Функциональная лексика.Глава 3. Понятие --- психологическоесоответствие слову................ стр.165Что такое понятие? Двойственная природа понятия. Понятийный комплекс и знаковые, цепочкиГлава 4. Метаязык в языковых знаковых системах........... стр. 176Воззрения Хомского на обсуждаемую проблему. Роль метаязыка в знаковой системе. Произвольность многих правил метаязыка. Правила метаязыка как причина языковых изменений. Философское обоснование взаимоотношений метаязыка и системыГлава 5. Состав лингвистических метаязыков............ стр. 189Слово и другие единицы языка. Производные и сложные слова. Парадигматические и синтагматические изменения слов. Соотношение морфологии и синтаксиса в действиях системы. Слово в трансформациях языковой системы. Правила действий системыГлава 6. Логика языковых знаковых систем............. стр. 202Логика соответствий. Логика внутрисистемных трансформаций. Логика трансформаций и ее вклад в развитие цивилизации. Логика приложений. Открытая и закрытая языковые системыГлава 7. Письмо............. стр. 216Что такое письмо? Зачем понадобилось изобретать письмо? Краткая история развития письма. Фонетические системы письма. Значение письменных систем. Знаки алфавитного письмаГлава 8. Модальности языковых знаковых систем............ стр. 229В поисках языкового «философского камня». Системы искусственных языков. Языки жестов. Языковые модальности и умственное развитиеГлава 9. Функции естественных языков........... стр. 244Функции языка, выводимые из «речевого акта». Функции языка как знаковой системыЧасть III: СУДЬБА СЛОВА В ЯЗЫКЕИсходные положения.......... стр. 252Основная посылка. Посылки, вытекающие из основнойГлава 1. Что в этой работе понимается под «словом»?........... стр. 255Различные единицы, из которых составлен язык и его подсистемы. Некоторые выводы из сравнения языковых подсистем. Значения слов в свете высказанных положений. Два вида значений слов, примыкающих к энциклопедическимГлава 2. Первая ступень вхождения слов в язык --- наименование (назывная функция слов)....... стр. 264Назывная природа слов вытекает из понимания слова как знака. Исторический очерк понимания слова как имени. Назывная функция в неразвитом сознании. Языки первобытных племен. Слово, понятие, концепт и идеяГлава 3. Имена собственные.................. стр. 280Некоторые концепты из теории собственных имен. Контроверсия, начатая Дж. Миллем, и ее значение для понимания собственных имен. Языковые ограничения имен собственных. Классификация имен собственных. Поведение имен собственных в языковой системеГлава 4. Ономатопея.......... стр. 298Ономатопея --- что это такое? Наиболее частые случаи ономатопей. Ложная ономатопея. Место ономатопеи в естественных языкахГлава 5. Словари имен собственных............... стр. 310Антропонимические словари. Словари произношения и написания антропонимов. Справочники типа «Кто есть кто». Топонимические словари. Другие словари собственных именГлава 6. Первые словари и назывная функция слов............ стр. 319Глава 7. Следующая ступень слова --- понятие........... стр. 324Можно ли все слова делить на имена собственные и на слова-понятия? Как выражается назывная сторона понятий в словарях. Иллюстрированные словари типа «Дуден». Терминологические словари. Функция называния понятий в общих словаряхГлава 8. Третья ступень вхождения слов в язык --- обозначение концептов......... стр. 333Слова-понятия и слова-концепты. Слова-понятия и слова-концепты в словарях и в энциклопедиях. Концептуальные поля. Концептуальные поля в энциклопедиях и тезаурусах. Поля концептуальные и семантические. Словари синонимов. Синонимы и антонимы в общих словарях.Глава 9. Грамматизация как четвертая ступень адаптации слов в языке.......... стр. 354Грамматика как способ распространения слов в языке. Новое грамматическое состояние --- новые возможности. Грамматическая клетка --- средоточие парадигмы слова. Дограмматическая стадия развития языка. Грамматические характеристики слов в словарях.Глава 10. Дальнейшее развитие слов ---в речи............ стр. 375Язык и речь. Новые, подходы к феномену речи в середине прошлого века. Стадии интеграции языковых новаций в языке. Отражение языковых новаций в словаряхГлава 11. Некоторые выводы и обобщения................ стр. 392..

915грн.

Семантика \Кронгауз
Автор: Кронгауз М.А.

Семантика \Кронгауз

В предлагаемой книге семантика рассматривается как лингвистическая дисциплина, изучающая план содержания языковых единиц, их функционирование в языке и речи. Исследуется прежде всего лингвистическая семантика, одновременно с этим затрагиваются и различные связанные с ней дисциплины, в том числе и из других областей знания.Содержание:Книга состоит из предисловия, введения, 6 частей, состоящих из 22 глав, заключения, приложения и двух указателей (семантических терминов и именного).Часть 1 посвящена уточнению понятия "семантика" в разных науках и областях человеческой деятельности, сравнению этих областей в общей картине человеческого знания.В части 2 рассматриваются наиболее важные и общезначимые семантические проблемы и связанный с ними теоретический и понятийный аппарат.В части 3 семантика представлена в чисто лингвистическом аспекте как достаточно строгая, ограниченная и структурированная (в соответствии с рангами языковых единиц) область. Объектом обсуждения становятся значения языковых единиц - от морфемы до текста. Именно в этой части привлекается основной конкретный языковой материал.В части 4 в центре внимания находится понятие семантической категории, единой при всем разнообразии способов ее выражения.В части 5 рассматриваются семантические компоненты, уровни и разделы в наиболее известных и значительных теориях и моделях языка.Наконец, часть 6 показывает семантику в динамике ее развития и изменения. Здесь рассматриваются новые области лингвистического знания, зародившиеся в рамках семантической науки или же, наоборот, вошедшие в лингвистическую семантику сравнительно недавно и отчасти изменившие ее предмет и задачи...

1131грн.

Отсутствующая структура \Symposium
Автор: Эко У.

Отсутствующая структура \Symposium

Книга представляет собой всемирно известное введение в науку о знаках. Постепенное усложнение и доработка материала по семиологии, позволила автору вплотную приблизиться к философским основаниям структурализма и многое предугадать в общем развитии структуралистического метода - распад структурализма как онтологии, развитие ницшеанства, его смычки с марксизмом, явления постлакановского маньеризма, в конце концов "откат от структурализма"...

1710грн.

Структура художественного текста. \серия: Семиотические исследования по теории искусства
Автор: Лотман Ю.М.

Структура художественного текста. \серия: Семиотические исследования по теории искусства

В книге известного советского литературоведа затрагивается широкий круг вопросов изучения структуры художественного текста : искусство как язык, специфика художественной информации, соотношение между текстом и внетекстовыми структурами, конструктивные принципы текста. Особое место занимает проблема значения в художественном тексте. Содержание: Введение. 1.Искусство как язык. 2.Проблема значения в художественном тексте. 3.Понятие текста. 4.Текст и система. 5.Конструктивные принципы текста. 6.Элементы и уровни прагматики художественного текста. 7.Синтагматическая ось структуры. 8.Композиция словесного художественного произведения. 9. Текст и внетекстовые художественные структуры...

703грн.

Семиотика
Автор: Никитина Е.С.

Семиотика

Учебное пособие излагает курс семиотики в соответствии с Государственным стандартом по данной дисциплине. В книге раскрыто содержание основных терминов и понятий семиотики, изложены базовые концепции современной семиотической теории, показано место дисциплины в современном гуманитарном знании, раскрыты методологические принципы семиотического анализа..

1131грн.

Семиотика, лингвистика, поэтика \Серия: Studia philologica
Автор:

Семиотика, лингвистика, поэтика \Серия: Studia philologica

Предлагаемый читателю сборник статей посвящён памяти Александра Александровича Реформатского (16.10.1900—3.5.1978) в связи с двумя прошедшими датами — 100-летием со дня рождения и 25-летием со дня смерти этого выдающегося отечественного ученого. В книгу включены работы как по общетеоретическим вопросам языкознания, так и по конкретным разделам этой дисциплины (фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика).Серия: Studia philologica. М.: Языки Славянской Культуры. 2004г. 768 с. Переплет, Увеличенный формат.Оглавление.Предисловие (В. А. Виноградов).Хроника реформатских чтений (Я. Йот).Общие проблемы языка.Ю. А. Бельчиков. О стабилизационных процессах в русском литературном языке 90-х годов XX века.В. К. Журавлев. Русский язык, русский национальный характер и облик русского ученого.Л. Г. Зубкова. Эволюция общей теории языка в свете его отношения к миру и человеку.В. Б. Касевич. Язык экологии и экология языка.В. И. Постовалова. «Лингвистика должна быть верна своему предмету и его онтологии»: философско-лингвистические размышления А. А. Реформатского о природе языка и науке о языке и их истоки.Культура речи. Фонетика. Фонология. Просодика.Л. А. Вербицкая. Культура речи и языковая культура.Е. А. Земская. Русский язык в чужой одежде (e-mail как средство транскрипции и инструмент лингвистического анализа).Н. Йот. Печальная повесть о j-ике.B. П. Калыгин. Некоторые аспекты палатализации в кельтских и славянских языках.Р. Ф. Касаткина. Эти странные вибранты (некоторые проявления апико-альвеолярных артикуляций в русских говорах).Ю. А. Клейнер. Позиция и контекст.C. В. Князев. Об иерархии фонологических правил в русском языке (несколько новых соображений по поводу язв А. А. Реформатского).Н. А. Любимова. Фонетический аспект общения в условиях становления двуязычия.T. М. Николаева. «Лексическое ударение» и «пики интенсивности» в русском именном словосочетании.Г. Ц. Пюрбеев. Действие интонационного фактора в предложении монгольских языков.М. В. Софронов. Нулевая фонема в тангутском языке.Н. А. Федянина. Ударение в структуре слова.Морфология. Словообразование. Синтаксис.В. М. Алпатов. Морфема. Субморф. Слогофонема.А. В. Бондарко. Признак коррелятивности в структуре грамматических категорий (на материале русского языка).A. П. Василевич. Исследование словообразовательных средств описания формы.Е. С. Кубрякова. О семиотических особенностях производного слова.H. Н. Леонтьева. Валентности, актанты, смысловая неполнота в информационно-лингвистической модели.Igor Mél'cuk. Zero Sign Revisited.Т. H. Молошная. Взаимодействие категории определенности/неопределенности и категорий падежа и числа существительного в современном русском литературном языке.Е. К. Молчанова. Лексическое и грамматическое.Н. В. Перцов. О некоторых казусах в русской морфемике.B. З. Санников. Еще раз о чередованиях в синтаксисе (к проблеме альтернологии).И. С. Улуханов. Исчисление и объяснение в морфологии и словообразовании.А. М. Шахнарович, H. М. Юрьева. Производное слово в психолингвистике развития.Б. С. Шварцкопф. О пунктуационном нулевом знаке.Д. И. Эдельман. Об одной словообразовательной модели в иранских языках.Слово. Текст. Языковая картина мира.Е. И. Диброва. Эпистолярный конвой.Л. Н. Иорданская. Лингвистика частей тела.X. Ф. Исхакова. Грамматические показатели в личных именах (на материале тюркских языков).Г. Е. Крейдлин, Е. А. Чувилина. Семантическая типология русских улыбок.М. А. Кронгауз. Фамилия в русском языке и ее употребление.Р. И. Лихтман. Заметки о терминах, или По следам идей Учителя.М. В. Панов. Позиционные чередования в лексике.Н. К. Рябцева. Ментальная сфера по данным языка. Когнитивный аспект.В. Н. Телия. Концепт «товарищ»: камо грядеши? (социолингвистические перепутья).В. Н. Топоров. Русск. чеколдыкнутъ и дербалызнуть (к проблеме мотивировки обозначений одной семантической группы).Литература. Поэтика. Народная культура.Н. В. Васильева. Заметки о двух собственных именах у Тургенева.Л. Н. Виноградова. Структурная типология и терминология обрядов «изгнания».B. П. Григорьев. «Чудо-безумец» Веха перед филологией XXI века.A. К. Жолковский. На фоне мегаформ.C. В. Кодзасов, С. Е. Никитина. Культура и фонетика: духоборские псалмы.С. Е. Никитина. Об имени собственном в русских конфессиональных группах.Эр. Хан-Пира. Живой труп и мертвые трупы у Пушкина и Толстого.Вокруг Реформатского. Воспоминания. Архив.М. Ф. Гнесин. Размышления о статье А. А. Реформатского «Речь и музыка в пении». Вступление и подготовка текста О. В. Никитина.Вяч. Вс. Иванов. Зарисовки к портрету А. А. Реформатского.Н. Йот. Вспоминая Учителя.Л. Л. Касаткин. Обсуждение 2-го издания учебника А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 22 июня 1956 г.Е. В. Красильникова. Глухариные тока.Л. П. Крысин. Реформатский — популяризатор науки о языке.O. В. Никитин. А. А. Реформатский как собиратель и исследователь русского фольклора.B. А. Плотникова. А. А. Реформатский (отрывок из воспоминаний).А. А. Реформатский — С. И. Ожегову. Публикация О. В. Никитина.И. А. Реформатский. Об отце-филологе, слове и языке размышления сына-химика, приученного относиться к слову сняв шляпу.И. А. Реформатский, С. С. Ожегов. Коллеги. Друзья. Единомышленники.А. В. Суперанская. Из воспоминаний о Реформатском.P. Фрумкина. Реформатский сегодня.М. Ц. Шабат. Александр Александрович Реформатский в моей жизни.Varia.С. A. Крылов. О научных источниках творчества А. А. Реформатского. Фрагмент металингвистического указателя.Глеб Арсеньев. ***...

815грн.

Семиотика скандала
Автор:

Семиотика скандала

"Семиотика скандала" - сборник из серии "Механизмы культуры".Авторы, пользуясь различной методологией, анализируют разные формы скандала как одну из доминирующих категорий литературного процесса, истории и политики. Книга адресована широкому кругу гуманитариев.СОДЕРЖАНИЕО т Составителей:Нора Букс Скандал как механизм культуры.............................................7Елена Ленская Скандал - междисциплинарный хэппенинг ................. 14I. К ТЕОРИИ СКАНДАЛАИ.П.Смирнов (Констанц) Изнанка чуда........................................................ 21В.П.Руднев (Москва) Метафизика скандала..................................................29М. Виролайнен (Санкт-Петербург) Хоровое начало, принципымножественности и пафос соборности как основаниескандальных сюжетов ..............................................................................43Л. Геллер и др. (Лозанна) К определению понятия «трансгрессия».............56II. СКАНДАЛ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫМ. Евзлин (Мадрид) Обман и скандал в Мифе о Прометее............................. 67А. Гура (Москва) 0 конфликтных ситуациях в традиционнойкрестьянской культуре..............................................................................87М. Одесский (Москва) Концепт «скандал/соблазн» в русской культуре___ 104Т. Артемьева (Санкт-Петербург) Скандалы в Academia ...............................115А. Зорин (Оксфорд) «Редкая вещь». Сандуновский скандали русский двор времен французской революции.....................................129Р. Бодэн (Страсбург) Семиотика скандала в жизнии творчестве А.Радищева......................................................................... 156Г. Зыкова (Москва) Критика и академическая наука в XIX векекак противоположные способы интерпретации литературы .................. 179III. ПОЭТИКА СКАНДАЛАП. Тороп (Тарту): Достоевский, Бахтин и семиотика скандала.....................185Д.Сегал, Н.Сегал-Рудник (Иерусалим): Типологические заметкик теме скандала у Достоевского............................................................. 209A. Фаустов (Воронеж) Об источниках и составных частях скандалаФ.М.Достоевского: «Дядюшкин сон» и др.................................................227B. Кантор (Москва) Скандал как ultima ratio героев Достоевского...............240И. Сухих (Санкт-Петербург) Два скандала: Достоевский и Чехов ...............254Н. Григорьева (Тюбинген, Констанц) Смех и зрелище в работахБахтина и Плесснера ............................................................................. 260IV. МОДЕЛИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА СКАНДАЛАМ. Ljunggren (Göteborg): The Missing Link in Peterburg.................................293МЛевина-Паркер (Париж, Лос Анджелес): Перформативные скандалыв «Петербурге» Андрея Белого ..............................................................305O. Сконечная (Москва, Париж): Скандал и бред о конце света:Валерий Брюсов и Андрей Белый ..........................................................322Л.Токер (Иерусалим): 0 торможении скандала в «Египетской марке»О.Мандельштама ................................................................................... 334V. ИЗ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАНДАЛОВМ. Котова, А. Сергеева-Клятис, 0. Лекманов (Москва)Мандельштам и Горнфельд. К истории одного скандала .......................347P. Тименчик (Иерусалим): Посмертные скандалы Николая Гумилева .......... 368К. Ичин (Белград): Искусство вторгается в жизнь со скандалом:неопримитивизм Ларионова...................................................................386VI. СКАНДАЛ КАК ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯМ. Нике (Канн) Скандал как горение. Есенин- скандалист...........................397О. Лекманов (Москва): Заметка об одном эпизоде биографии С.Есенина . . . 402Б. Аверин (Санкт-Петербург) Скандальный успех. Анатолий Мариенгофи Мишка Титичкин ................................................................................. 406А. Кобринский (Санкт-Петербург) Обэриуты: между эстетическимвызовом и скандалом............................................................................. 416И. Лощилов, А. Раппопорт (Новосибирск) Омский писатель и скандалистАнтон Сорокин....................................................................................... 428A. Журавлева (Москва) Скандал по умолчанию. Конфликтность русскойлитературы: тенденциоз-ная лирика и объективный роман....................505Е. Ленская (Москва) «Журнальное безобразие»: анатомия скандала влитературе и журналистике 1850-1860-х годов .................................... 517VII. СКАНДАЛЫ В КРИТИКЕМ. Aucouturier (Paris) Les trois scandales du «Docteur Jivago»........................539L Jurgen son (Paris) Le scandale de la loi: Chalamov et Agamben ....................544С. Чупринин (Москва) Покушение на репутацию. Из наблюдений очевидца . . . 555B. Топоров (Санкт-Петербург) Литературная «Аль-Каида»..........................570 ..

1215грн.

Роль читателя. Исследования по семиотике текста \Symposium
Автор: Эко У.

Роль читателя. Исследования по семиотике текста \Symposium

Составленная из работ, посвященных разнородным вопросам, книга тем не менее объединена центральной темой, которую можно сформулировать приблизительно так: любая книга (или, во всяком случае, большинство тех книг, которые вообще стоит читать) подразумевает («моделирует») определенного читателя. Эко вводит термин «Lettore Modello» (буквально «читатель-модель» или «модель читателя») и иногда, вслед за Дж. Джойсом, говорит об «идеальном читателе». Она будет полезна всем, кто желает заглянуть в «творческую лабораторию» знаменитого ученого и писателя, а также тем, кто следит за современным состоянием гуманитарных наук. Особенно это справедливо в отношении таких дисциплин, как семиотика, теория информации, общая и модальная логика...

1615грн.

От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации
Автор: Эко У.

От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации

Эко известен отечественному читателю прежде всего как писатель, как автор оригинальных работ по средневековой эстетике, как широко эрудированный историк-медиевист. В этой книге мысль Эко раскрывается в новой грани: он предстает перед нами как глубокий знаток истории семиотики, проблемы которой он рассматривает в широком контексте развития европейской философской мысли от Средних веков до наших дней. Книга представляет собой серию очерков, в которых освещаются наиболее важные, с точки зрения Эко, проблемы истории и теории знака и семиозиса. Этой книгой открывается серия книг "Семиотика", в рамках которой вслед за сочинением Эко начнут выходить теоретические труды Ю.М. Лотмана. Издание будет очень полезно философам, культурологам, религиоведам, а также всем интересующимся историей европейской философской мысли...

1131грн.

Семиотика политического дискурса.
Автор: Шейгал Е.

Семиотика политического дискурса.

В монографии дается комплексный анализ политического дискурса как объекта лингвокультурологического изучения, определяются конститутивные характеристики и функции политического дискурса, раскрываются его базовые концепты, выявляются принципы моделирования его семиотического пространства. Разрабатывается типология знаков политического дискурса, анализируются его интенциональный и жанровый аспекты. СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие.Введение.Основные направления исследования политического дискурса в современной лингвистике.Определение базовых понятий: текст и дискурс.Общая характеристика политического дискурса.Содержание и границы политического дискурса.Функции политического дискурса.Системообразующие признаки политического дискурса.Базовые концепты политического дискурса.Выводы по главе I.Категоризация мира политики в знаках политического дискурса.Типология знаков политического дискурса.Функциональная структура семиотического пространства.Мифы и мифологемы в политическом дискурсе.Политическая афористика: жанры и функции.Выводы по главе II.Интенциональные характеристики политического дискурса.Истинностный аспект политического дискурса.Эвфемизация и дисфемизация как стратегии уклонения от истины.Категория прогностичности в политическом дискурсе.Речевые акты политического дискурса.Выводы по главе III.Жанровое пространство политического дискурса.Параметры структурирования жанрового пространства.Инаугурационное обращение как жанр интеграции.Лозунг как агональный жанр.Политический нарратив. Политический скандал как нарратив.Выводы по главе IV.Заключение.Список использованной литературы.Источники исследования...

586грн.

Знаковость
Автор: Чертов Л Ф

Знаковость

В книге рассматривается знаковый способ информационной связи и его отношения с сигнально-индексальными, символическими и иконическими средствами передачи информации. Знаковая связь трактуется как особый уровень информационных процессов, достижимый только в человеческой деятельности и обусловленный ее структурой. Характерный для этого уровня механизм представлен с помощью пространственной модели — "знаковой призмы", которая позволяет органично совместить в единой целостной картине различные аспекты знаковой связи, изучаемые логиками, гносеологами, психологами, лингвистами и др. Для философов, семиотиков, лингвистов, психологов, культурологов, эстетиков, всех, интересующихся проблемами теории знаков...

815грн.

Семиотика искусства. \Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве
Автор: Успенский Б.А.

Семиотика искусства. \Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве

В книге профессора Бориса Андреевича Успенского рассматривается один из возможных подходов к вычленению структуры произведения искусства, а именно подход, связанный с определением точек зрения, с которых ведется повествование в художественном произведении (или строится изображение в произведении изобразительного искусства), и исследующий взаимодействие этих точек зрения в различных аспектах.Содержание:     Поэтика композиции.Введение. „Точки зрения` как проблема композиции. „Точки зрения` в плане идеологии. „Точки зрения` в плане фразеологии. „Точки зрения` в плане пространственно-временной характеристики. „Точки зрения` в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях в произведении. Сложная точка зрения. Некоторые специальные проблемы композиции художественного текста. Структурная общность разных видов искусства. Общие принципы организации произведения в живописи и литературе. Краткий обзор содержания по главам     Семиотика иконы.Общие предпосылки семиотического рассмотрения иконы. Принципы организации пространства в древней живописи. Суммирование зрительного впечатления как принцип организации древнего изображения. Семантический синтаксис иконы.     Приложения: Статьи об искусстве."Правое" и "левое" в иконописном изображении.Композиция Гентского алтаря Ван Эйка в семиотическом освещении (Божественная и человеческая перспектива)360 с. + 69 илл...

712грн.

Семиотика: Антология
Автор: Степанов Ю. С.

Семиотика: Антология

Предлагаемый читателю сборник составили работы, в настоящее время относимые к семиотике языка и литературы. Суть их — в последовательном сближении и, наконец, в слиянии исследований языка и литературы под определенным углом зрения — семиотическим. В сборнике широко представлены различные направления семиотики, развивавшиеся на протяжении столетней истории дисциплины; представлены работы ведущих специалистов прошлых лет в области семиотики — Ж. Пиаже, Р. Якобсона, Р. Барта, К. Леви-Стросса, и др., как и наших современников и соотечественников.Для лингвистов, студентов-филологов и всех, кто интересуется проблемами гуманитарного знания...

1031грн.

Семиотика и авангард
Автор: Степанов Ю.С.

Семиотика и авангард

Коллективное исследование культуры Авангарда последнего столетия в ее связи с Семиотикой, проведенное группой авторов и составителей под руководством Ю.С.Степанова, охватывает значительный пласт явлений современной мировой культуры и представляет несомненный интерес для широкого круга читателей. Во-первых, весьма широк диапазон представленных регионов: здесь рассматривается процесс генезиса Авангарда в России, Франции, Германии и в Англоязычном мире. Значительная часть книги отведена традиции глубинной семиотики в России, развивавшейся в тесном контакте с Авангардом. Во-вторых, расширено понимание Авангарда. Он рассматривается не только как направление в отдельных видах искусства, но и как образ жизни, образ мышления, образ творчества. Отсюда и жанровая особенность книги: в ней собраны тексты из истории и современности- от Бл.Августина и Л.Потебни до авторов сегодняшнего дня; тексты теоретические, поэтические и экспериментальные; тексты на русском языке, оригинальные тексты на иностранных языках и их переводы. В-третьих, Авангард и Семиотика в исследовании представлены не статично, в застывших или готовых формах, а в процессе становления (материалы взяты из самого "горячего" мирового Авангарда - как начала века, так и современного), Семиотика и Авангард рассматриваются как взаимодействующие и взаимодополняющие явления - анализ и синтез, исследование и творчество. Но самое важное, авторами-составителями предпринята попытка вычленить во всем спектре Авангарда и Семиотики единый код современной культуры. Книга будет полезна всем интересующимся теоретическими и практическими вопросами творчества и жизнедеятельности культуры...

2512грн.

Философия языка и семиотика безумия
Автор: Руднев В.П.

Философия языка и семиотика безумия

Вадим Руднев — доктор филологических наук, филолог, философ и психолог. Автор 15 книг, среди которых «Энциклопедический словарь культуры XX века» (переиздавался трижды), «Прочь от реальности: Исследования по философии текста» (2000), «Характеры и расстройства личности» (2002), «Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни» (2002), «Словарь безумия» (2005), «Диалог с безумием» (2005).Настоящая книга представляет собой монографию по психосемиотике — междисциплинарной науке, включающей в себя психоанализ, аналитическую философию, теоретическую поэтику, семиотику, мотивный анализ — которая разрабатывается В. Рудневым на протяжении последнего десятилетия. Суть авторского подхода состоит в философском анализе таких психических расстройств, как депрессия, невроз навязчивых состояний, паранойя, шизофрения и их составляющих: педантизма и магии, бреда преследования и величия, галлюцинаций. Своеобразие его заключается в том, что в каждом психическом расстройстве автор видит некую креативную силу, которая позволяет человеку, выпавшему из повседневной нормы, создавать совершенные произведения искусства и совершать гениальные открытия. В частности, в книге анализируются художественные произведения, написанные под влиянием той или иной психической болезни. С присущей ему провокативностью автор заявляет, что болен не человек, а текст.Книга будет интересна психологам, философам, культурологам, филологам — всем, кто интересуется загадками человеческого сознания.СодержаниеПредисловие 11Введение. Болен не человек — болен текст 21Текст и реальность: Направление времени в культуре 36Феноменология события 53Исследование экстремального опыта 67Франц Кафка. «Отъезд». Девять интерпретаций 821. Джон Остин 822. Людвиг Витгенштейн 843. Карл Густав Юнг 864. Людвиг Бинсвангер 885. Виктор Шкловский 916. Жак Лакан 937. Зигмунд Фрейд 968. Михаил Бахтин 999. Послесловие 102Смысл как травма 106Истина и безумие 125Педантизм и магия 1651. «Ученый малый, но педант…» 1652. Убил свою тещу 1683. Аккуратность и садизм 1704. Анальное, слишком анальное 1725. «Нас мыть, и мыть, и мыть…», или От ананкаста к маньяку 1766. «Как прекрасен этот мир»: Магия ананказмов и суеверий 1837. От навязчивости к бреду 1868. Резюме. Как же педантизм связан с магией? 190Обсессия и психоз: Навязчивое повторение в клинике и культуре 1971. О том, как Человек-Волк «остался с носом» 1972. Испражнялся ли Бог, или Невроз или психоз? 2013. «Туда-сюда-обратно — тебе и мне приятно» 209Понимание депрессии 2181. Депрессия и психоанализ 2182. Депрессия и десемиотизация 2243. Депрессивное время 236Депрессивный дискурс в романе Гончарова «Обломов» 240Язык паранойи 243Феноменология галлюцинаций 2631. Экстраекция и проекция 2642. Экстраекция и шизофрения 2673. Экстраекция и модальность 2764. Экстраекция и реальность (вместо заключения) 286Диалектика преследования 288Бред величия: Об экстраективной идентификации 307О природе психических заболеваний 340Философия шизофрении 3721. Введение 3722. Символ и бессознательное 3753. «Роза Мира» Даниила Андреева 3794. Смысл и денотат: модальности 3895. Эуген Блейлер 3926. «Мелкий бес» Федора Сологуба: От паранойи к шизофрении 3967. Классический психоанализ шизофрении: Отто Фенихель 4128. Шизофреногенная мать: «Психоз» Альфреда Хичхока 4149. Экзистенциальный анализ шизофрении: Людвиг Бинсвангер 42010. «Хазарский словарь» Милорада Павича 42411. Антипсихиатрия Рональда Лэйнга: «Расколотое Я» 43112. «Школа для дураков» Саши Соколова 43813. Лакан и «Малхолланд драйв» Дэвида Линча 45314. «Девушка с мухами»: Вэйкко Тэхкэ о шизофрении и ее лечении 45915. Психотический мир «Чевенгура» Андрея Платонова 46316. Шизофрения в культуре XX века 504Литература 511..

1580грн.

Показаны с 1 по 21 из 41 (2 страниц)