Гэмбл Э.

Сравнение товаров (0)


Кризис без конца? Крах западного процветания
Автор: Гэмбл Э.

Кризис без конца? Крах западного процветания

В этой книге ведущий представитель Новой политической экономии Эндрю Гэмбл показывает, что финансовый кризис 2008 г. не был обычным циклическим кризисом, а свидетельствовал о более глубоком кризисе капитализма. Хотя этот кризис напрямую затронул главным образом западные страны, его последствия сказались и на международной экономике. О масштабе кризиса можно судить по тому, какое длительное время понадобилось для восстановления западных экономик и какие исключительные меры, вроде поддержания близких к нулю процентных ставок, было необходимо использовать. По мнению Гэмбла, для того чтобы сделать возможным устойчивое восстановление и избежать новых и еще более глубоких кризисов, требуется разрешение дилемм западного лидерства, демократии и процветания.Книга адресована экономистам, финансистам, политологам.СОДЕРЖАНИЕПРЕДИСЛОВИЕ И СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . 10ВСТУПЛЕНИЕ. ЖИЗНЬ В НЕОЛИБЕРАЛЬНОМ МИРЕ . . . . . . 12ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17I. НОВАЯ СТАГФЛЯЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25ЕСЛИ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙНЕ ПРОИЗОШЛО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27ЕСЛИ ИЗМЕНИЛОСЬ НЕЧТО СУЩЕСТВЕННОЕ . . . . . . 34ЕСЛИ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ НЕЧТОСУЩЕСТВЕННОЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42II. ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48КРИЗИС КАК СОЗИДАТЕЛЬНОЕРАЗРУШЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54КРИЗИС КАК СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ . . . . . . . . . . 57КРИЗИС КАК УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ . . . . . . . . . . . . . 63КРИЗИС КАК СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКИХПАРАДИГМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65СТРУКТУРНЫЕ ДИЛЕММЫ В ЛИБЕРАЛЬНЫХПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКОНОМИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66КРИЗИС 1930-х ГОДОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69КРИЗИС 1970-х ГОДОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71КРИЗИС 2010-х ГОДОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74III. КРАХ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78ФАЗА 1: ОТ КРАХА КРЕДИТНОГОК КРАХУ ФИНАНСОВОМУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79ФАЗА 2: СПАД И ПЕРВЫЙ ПОДЪЕМЭКОНОМИКИ В 2009–2010 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91ФАЗА 3: ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСАЕВРОЗОНЫ 2011–2012 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97ФАЗА 4: ВТОРОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕПОСЛЕ 2013 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ . . . . . . . . . . . . 101IV. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙРЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГОРЫНОЧНОГО ПОРЯДКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122«БОЛЬШАЯ ДВАДЦАТКА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА . . . . . . . . 132МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138V. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГОЛОВОЛОМКА . . . . . . . . 140ГЕГЕМОНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141МНОГОПОЛЯРНОСТЬ: УПРАВЛЕНИЕБЕЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162ВОПРОС ЛИДЕРСТВА США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179VI. ГОЛОВОЛОМКА ЭКОНОМИЧЕСКОГОРОСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ:ДЕМОГРАФИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. . . . . . . 185ДОЛГИ И ТЕХНОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ . . . . . . . . . . . . . 201ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМОКРАТИИ . . . . . . . . . 210VII. ФИСКАЛЬНАЯ ГОЛОВОЛОМКА . . . . . . . . . . . . . . . 215ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218НАЛОГОВОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224ФИСКАЛЬНЫЙ КРИЗИС В США . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232КРИЗИС В ЕВРОЗОНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252VIII. ДОРОГИ В БУДУЩЕЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253СЦЕНАРИЙ 1: ПРИМАТ США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257Геополитика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257Политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260СЦЕНАРИЙ 2: «БОЛЬШАЯ ДВОЙКА» . . . . . . . . . . . . . . 264Геополитика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265Политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268СЦЕНАРИЙ 3: МНОГОСТОРОННЕЕУПРАВЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271Геополитика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272Политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275СЦЕНАРИЙ 4: УПАДОК США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277Геополитика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277Политическая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВРЕМЯ ТРЕВОГ,ВРЕМЯ ПРОГРЕССА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289......................ВСТУПЛЕНИЕ. ЖИЗНЬВ НЕОЛИБЕРАЛЬНОМ МИРЕ15 сентября 2008 г. четвертый по величине инвестиционныйбанк Соединенных Штатов объявил себя банкротом. Этосамо по себе незначительное событие вызвало катаклизм, и егопоследствия мы ощущаем до сих пор. Американские власти,которые в начале года предприняли решительные шаги, что-бы упростить продажу другого проблемного инвестиционно-го банка, Bear Sterns, а летом пошли на не менее решительныемеры в поддержку ипотечных агентств Freddie Mac и Fanny Mae,в случае с Lehman Brothers избрали другой путь. Они намерева-лись послать рынку сигнал, что банкам, какими бы крупными иименитыми они ни были, не следует впредь рассчитывать на то,что их будут спасать. Если их положение окажется неустойчи-вым, им позволят обанкротиться.Сторонники консервативной фискальной политики привет-ствовали это решение так же, как их коллеги приветствовалианалогичное решение почти 80 лет назад. После финансовогокраха 1929 г. опытный и авторитетный американский промыш-ленник и банкир Эндрю Меллон, который на протяжении мно-гих лет занимал пост министра финансов США и в 1920-х го-дах во время великого бума американской экономики пошел наснижение налогов, чтобы поддержать предпринимателей и уве-личение потребления, настаивал на том, что ответом на кризисдолжна стать ортодоксальная политика. В служебной запискена имя президента Герберта Гувера он писал, что принципиаль-ной основой работы правительства должна быть «ликвидациярабочих, ликвидация акций, ликвидация фермеров, ликвида-ция недвижимости… чистка системы от продуктов разложе-ния. Люди будут больше трудиться и вести более нравственныйобраз жизни» [Hoover, 1952, p. 30]. Гувер последовал этому со-вету и стал президентом, при котором произошел величайшийэкономический спад за всю историю капитализма.В сентябре 2008 г. банкротство Lehman Brothers обещало та-кой же шторм, но на этот раз власти не устояли. Последствия«чистки системы от продуктов разложения» могли оказатьсяслишком тяжелыми, и министр финансов США Хэнк Полсонрешился на чрезвычайные меры в надежде остановить цеп-ную реакцию. Как и Меллон, Полсон был ярым республикан-цем и ранее банкиром; перед тем как возглавить министерствофинансов, он управлял Goldman Sachs. Именно ему пришлосьиспользовать полномочия правительства для спасения фи-нансовых рынков и «хозяев вселенной» — трейдеров, которыебыли просто не в состоянии спастись самостоятельно. Пра-вительство США и правительства европейских стран спешноформировали пакет скоординированных чрезвычайных мер,направленных на стабилизацию финансовой системы и преодо-ление кризиса. Были задействованы все доступные политиче-ские рычаги. В США и Соединенном Королевстве процентныеставки были снижены почти до нуля — беспрецедентный шагза всю 300-летнюю историю англо-американских центральныхбанков. Некоторые банки были национализированы, другимбыла предоставлена помощь. Было объявлено о введении ощу-тимых фискальных стимулов; центральные банки увеличилипредложение денег, прибегнув к новой алхимической формуле,получившей название «количественное смягчение» (quantitativeeasing) и призванной не допустить скатывания экономикив дефляцию. QE, как ласково называли эту формулу на рынках,означало, что монетарные власти выкупают у банков финансо-вые активы, а это влечет за собой рост цен на активы и улучше-ние банковских балансовых отчетов. В результате значительныесредства перекочевали из государственного сектора в частный.Такая политика была продиктована насущной необходимо-стью удержать позиции. Власти были полны решимости до-биться стабилизации финансовой системы и предотвратитьколлапс. Но им не хватало времени, чтобы задуматься над дол-госрочными последствиями того, что они делали. Они действо-вали, не собираясь коренным образом менять саму систему. Имхотелось как можно скорее вернуть ее в состояние, в которомона находилась до финансового краха. Они не собирались де-лать из этой спасательной операции прелюдию нового полити-ческого курса, и еще в меньшей степени в их намерения входилотказ от исходных положений, длительное время определявшихполитику, или пересмотр неолиберального порядка. Комплексспасательных мер рассматривался в первую очередь как сред-ство тушения пожара, к которому прибегли в чрезвычайной си-туации и которое станет ненуж..

541грн.

Показаны с 1 по 1 из 1 (1 страниц)