Автор:
Щедровицкий Г.П.
Эта книга — третье издание курса лекций по управлению Г. П. Щедровицкого (1929–1994) — отечественного мыслителя, философа и методолога. Автор считает, что деятельность организации и управления является ведущей для развития любых практических сфер. Источник принципов методологической школы управления — глубокая теоретическая и онтологическая проработка оргуправленческого мышления. Знания и представления, которыми оперирует методология, имеют характер предписаний к действию или проектов организации деятельности (или мышления). Особое внимание в лекциях уделено системному подходу, разработанному в Московском методологическом кружке.Книга предназначена для специалистов по организации, управлению и руководству, а также студентов и аспирантов всех специализаций в области менеджмента..............«Во время Второй мировой войны возникли два важных направления, без которых сегодня работа [управленца] в принципе невозможна. Это исследование операций и системотехника. Каким образом они возникли? Я проиллюстрирую это на одном примере. Когда корабли ходили по Атлантике, из Англии в Штаты и обратно, то на каждом корабле стояло зенитное орудие, чтобы обороняться от немецких самолетов-бомбардировщиков. А потом, когда бомбили Лондон и город был в трудном положении, один генерал решил посчитать, сколько самолетов сбили эти орудия. Выяснилось, что за все время — три или четыре самолета. Он велел эти орудия снять. И что оказалось? Оказалось, что корабли просто перестали доходить. Поскольку назначение этих орудий состояло не в том, чтобы сбивать самолеты, а в том, чтобы не дать им бомбить, то есть в том, чтобы погасить возможный положительный результат.Возникает вопрос: как считать то, что не произошло, в тех ограничениях, которые мы наложили? Орудия сбили всего три самолета, но если их убрать, то корабли вообще доходить не будут. Как считать то, что они обеспечивают прохождение корабля, то есть когда их функция определена таким образом? Нужно было начать считать пустые места. И вот с этого момента возникает исследование операций и системотехника, где пустые функциональные места считаются как значимые.» -Из лекции «Проблема профессии и профессионализации организаторов, руководителей и управляющих»СодержаниеНаучные и технические знания.Акт деятельности.Интенциональность.Кооперативные связи.ОРУ как социотехническая деятельность.Знания для ОРУ.Научно-методическое обеспечение.Методические и объектные знания.Знания для ОРУ.Социальные слои (страты).Референтные группы.Коллективы, партии.Клуб и производство.Организация и личность.Натурально-кибернетические и деятельностные.представления об управлении.Естественное и искусственное.Кентавр - объекты.Типологические характеристики.Организация, руководство, управление.Системно-объектная схема управления.Мыследеятельность и чистое мышление.Рефлексия.Понимание и смысл.Рефлексивное и действенное понимание.Проектирование.Клуб и производство.Проблема и проблематизация.Проблема границ системы.Самоопределение.Объект и предмет.Знак и знаковая форма.Опредмечивание и распредмечивание.Отношение замещения и отнесения.Деятельностный и натуралистический подходы.Системное движение.Категории.Структура и связи.Целое, часть, элемент.Место и наполнение.Система (1-е понятие).Система (2-е понятие).Моносистема и полисистема.Объекты и схемы.Технический, натуральный, номинальный, целевой объекты.Оестествление объектов.Освоение, познание, ассимиляция мира.Рефлексия, понимание, коммуникация, мышление.и знания в передаче опыта.Схема двойного знания.Онтология и онтологическая работа.Мышление формальное и содержательное.Структура и организованность.Связь и отношение.Схема категорииСистема (2-е понятие)Организованность материала, функциональная структурафункциональная структуризацияМоносистема и полисистемаПроцесс и механизмыФункция знанияОрганизацияПодходы, принципы, способы Системный подходПодходы и типы деятельностиПодход и онтологияИменной указатель Предметный указатель..