Книга знакомит читателя с философско-эстетическими произведениями немецких романтических мыслителей различных творческих направлений, написанными в первые два десятилетия XIX века. Включенные в сборник тексты - это документы, отражающие духовный подъем периода наполеоновских войн, их отличает универсальность подхода к проблемам искусства, стремление синтезировать философское, научное, историко-культурное знание, попытки диалектического постижения жизни и искусства.СОДЕРЖАНИЕФридрих фон Гарденберг (Новалис)
Вера и любовь, или король и королеваЙозеф Гёррес. Клеменс Брентано. Дискуссия о народной поэзииЙозеф ГёрресАфоризмы об искусствеАфоризмы об органономииСполохи и другие статьи из журнала «Аврора»Экспозиция физиологииНемецкие народные книгиМифология азиатского мираРецензии из «Гейдельбергских ежегодников» «Времена». Четыре графических
листа по рисункам Ф.-О. Рунге.«Волшебный рог мальчика»О сочинениях Жана Поля Фридриха РихтераРецензия перевода ОссианаКёльнский соборСтаронемецкие песниКлеменс БрентаноФрагмент об идеальном периоде в истории государствГодвиРазличные чувства, испытываемые перед морским пейзажем Фридриха с фигурою
КапуцинаЧувства, испытываемые перед морским пейзажем ФридрихаОбъяснение эмблематическим рисункам на обложке журналаХроника странствующего школяраЛюдвиг Ахим фон АрнимО народных песняхО народной поэзии
Из писем и статей романтических писателейФилипп Отто Рунге. Каспар Давид Фридрих.
Романтическая эстетика в изобразительном искусствеФилипп Отто РунгеИз писемХенрик СтеффенсФ.О. РунгеАдам МюллерНечто о пейзажной живописиКаспар Давид ФридрихПисьмо профессору ШульцуКаспар Давид ФридрихПисьмо профессору ШульцуКарл Густав КарусФридрих-пейзажистКаспар Давид ФридрихВысказывания при осмотре собрания картинГоттхильф Генрих ШубертВзгляды на ночную сторону естественной науки.Франц БаадерА.В. Михайлов
Эстетические идеи немецкого романтизмаКомментарийДополненияКраткие биографические справкиСинхронистическая таблица. Немецкая культура в эпоху романтизма
Указатель имен. Составители М.Я. Кротов, И.А. Осиновская..
Сборник знакомит читателей с философско-эстетическими произведениями немецких романтических мыслителей различных творческих направлений, написанными в первые два десятилетия XIX века. Включенные в сборник тексты - это документы духовного подъема периода наполеоновских войн, они проникнуты национально-освободительными идеями, их отличает универсальность подхода к проблемам искусства, стремление синтезировать философское, научное, историко-культурное знание, попытки диалектического постижения жизни и искусства.Издание (составление, перевод, вступительная статья и комментарий)подготовлено выдающимся русским знатоком немецкой классики и филологом А. В. Михайлов (1938-1995).ОГЛАВЛЕНИЕА. В.
Михайлов. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
ИДЕИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА7Раздел I. ФРИДРИХ ФОН
ГАРДЕНБЕРГ (НОВАЛИС)44 Раздел II. ЙОЗЕФ ГЁРРЕС.
КЛЕМЕНС БРЕНТАНО. ДИСКУССИЯ О НАРОДНОЙ ПОЭЗИИЙОЗЕФ ГЁРРЕСАфоризмы об
искусстве58Афоризмы об
органономии202Сполохи и другие
статьи из журнала «Аврора»205Экспозиция
физиологии268Немецкие народные
книги269Мифология
азиатского мира282Рецензии из
«Гейдельбергских ежегодников» «Времена Рунге»284«Волшебный рог
мальчика»298О сочинениях Жана
Поля Фридриха Рихтера311Рецензия перевода
Оссиана341Кёльнский собор341Старонемецкие
песни344КЛЕМЕНС
БРЕНТАНОФрагмент об
идеальном периоде в истории государств345Годви346Различные
чувства, испытываемые перед морским пейзажем Фридриха358Объяснение
эмблематическим рисункам364Хроника
странствующего школяра374ЛЮДВИГ АХИМ
ФОН АРНИМО народных песнях376О НАРОДНОЙ
ПОЭЗИИ. ИЗ ПИСЕМ И СТАТЕЙ РОМАНТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ(Арним, Якоб
Гримм, Вильгельм Гримм, Йозеф фон Эйхендорф)407 Раздел III. ФИЛИПП OTTO
РУНГЕ. КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ РОМАНТИЧЕСКАЯ
ЭСТЕТИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕФИЛИПП OTTO
РУНГЕИз писем448ХЕНРИК
СТЕФФЕНСФ. О. Рунге481АДАМ МЮЛЛЕРНечто о пейзажной
живописи490КАСПАР ДАВИД
ФРИДРИХПисьмо профессору
Шульцу492КАРЛ ГУСТАВ
КАРУСФридрих-пейзажист497КАСПАР ДАВИД
ФРИДРИХВысказывания при
осмотре собрания картин505ГОТТХИЛЬФ
ГЕНРИХ ШУБЕРТВзгляды на ночную
сторону естественной науки523 Раздел IV ФРАНЦ БААДЕР528Комментарии564ДОПОЛНЕНИЯ702Краткие
биографические справки709Синхронистическая
таблица714Именной указатель727
..
Учебное пособие включает три части: "Эстетика: система категорий", "Художник: личность и творчество" и "Искусство и мировые религии"; их объединяет единая концепция понимания эстетического как совершенного в своем роде. Каждой части соответствует своя библиография. Для студентов высших учебных заведений.Представляет интерес для специалистов в области философии, религиоведения и искусствознания...
Евгений Георгиевич Яковлев – действительный член (академик) Академии гуманитарных наук (г. Санкт-Петербург) , доктор философских наук, профессор кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. В настоящей книге представлены избранные труды ученого из области эстетики, философии, религиоведения и искусствознания. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям философии, религиоведения и других гуманитарных дисциплин, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблематикой.СодержаниеИскусство и мировые религии c. 5-224О системе эстетических категорий (Опыт теоретического анализа) c. 225-240Система категорий эстетики c. 241-353Эстетическое как совершенное c. 354-368Социалистический реализм - вчера, сегодня, завтра c. 369-376Художник: личность и творчество c. 377-502Художник в технотронном мире c. 503-516Не убий! (Опыт истолкования шестой заповеди) c. 517-523Эстетика молчания, тишины и света c. 524-541О некоторых онтологических чертах русского духа (Об объективной онтологии и онтологической рефлексии) c. 542-550Человек перед лицом смерти ("Смерть Ивана Ильича" Л. Н. Толстого и "Снега Килиманджаро" Э. Хемингуэя) c. 551-554Похвала маленькому ослику (Эзотерика преданности, доброты и трудолюбия) c. 555-562Постмодернизм - игра с объектом c. 563-569Эстетика православного иконостаса c. 570-575Кинофильм и видеоклип: эстетическая оппозиция c. 576-581"Перипетия" Аристотеля и современное искусство c. 582-588Образ Христа в православии в контексте мировой религиозной культуры c. 589-595Проблема эстетического взаимодействия: профессионал, маргинал, аутсайдер c. 596-599Категория прекрасно-доброго в истории мировой эстетики (К созданию всемирной истории категории эстетики) c. 600-607Богородица христианского Востока и Мадонна христианского Запада c. 608-616Вещи и слова: философско-эстетический анализ c. 617-626Совершенство незавершенного c. 627-633Мой театральный роман c. 634-636..
"Эволюция средневековой эстетики" (1958) - теоретическая работа знаменитого итальянского романиста Умберто Эко (автора бестселлеров "Имя Розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне", "Баудолино"), посвященная проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии. Уже в этом труде в полной мере раскрылся литературный дар писателя, сумевшего воссоздать атмосферу духовной и интеллектуальной жизни давно ушедшей эпохи...
В этой маленькой хрестоматии представлены работы известных западно-европейских и американских (США) философов и эстетиков, ранее не переводимых на русский язык. Хрестоматия знакомит читателя с некоторыми основными направлениями современной эстетики: неотомизмом, семантической эстетикой, фрейдизмом, экзистенциализмом, феноменологией, лингвистической эстетикой и др.Переводы сделаны сотрудниками кафедры эстетики МГУ им. М.В.Ломоносова и кафедры этики, эстетики и теории культуры СПбГУ.Представлены работы таких авторов:Хейзинга. Сартр. Дюфрен. Витгенштейн. Панаотис. Коген. Мукаржовский. Сурио. Осборн. Хассан. Маритен. Жильсон. Рид. Ландгребе..
Мировую славу Умберто Эко обрел как автор шести романов, ставших вечной классикой. Однако сам он считает куда более важной свою научную работу. Выдающийся семиолог, медиевист, культуролог и массмедиолог, почетный профессор многих университетов, в академической среде Эко фигура не менее масштабная, чем в художественной литературе.Одна из главных сфер его научной деятельности – медиевистика, и в этой книге Эко знакомит неспециалистов с работами крупнейших мыслителей Средневековья – таких как Фома Аквинский, св. Бонавентура, Дунс Скот и Уильям Оккам, – занимавшихся проблемами эстетики. Что такое красота? Из чего она складывается – в природе, в искусстве, в Боге, в человеке? Существует ли красота истинная, объективная, независимая от созерцателя? Поиск ответов на эти вопросы в Средние века позволяет глубже понять наше собственное чувство прекрасного и по-новому оценить разнообразные проявления красоты в окружающем нас мире...
Книга представляет собой краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.Книга рассчитана на широкий круг читателей, которым интересна средневековая эстетика и тема вечной красоты...
"Анализ красоты", трактат выдающегося английского художника Вильяма Хогарта (1697 - 1764), представляет значительный интерес как для истолкования художественного наследия самого Хогарта, сыгравшего большую прогрессивную роль в европейском искусстве, так и для истории английской эстетической мысли XVIII века. Эта книга по теории искусства, написанная рукой художника-новатора, провозгласившего основой творчества каждого настоящего художника природу, живую красоту в ее многообразии и движении. Хогарт адресовал свой труд не только художникам-профессионалам, но и всем ценителям красоты в жизни и искусстве...
В центре внимания Фишер-Лихте находится «перформативный поворот», ознаменовавший преодоление разрыва между текстуальной и перформативной культурами и положившего начало театроведению как способу рефлексии, объектом которого является «спектакль». Культурные процессы второй половины ХХ века потребовали новой эстетики, которая могла бы описать все многообразие искусств и практик, обладающих специфическим измерением перформативности...
Настоящая книга посвящена философско-эстетическому исследованию смеха как явления культуры. В ней рассматривается самый широкий круг проблем, связанных со смехом и комическим. В работе анализируются наиболее значительные теории смеха в истории философии, в частности теории Аристотеля, Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра, А.Бергсона, З.Фрейда и др. В оригинальной авторской концепции смех определяется как феномен, построенный на "игре иллюзий" и тем самым непосредственно связанный с виртуальной реальностью. В книге также представлены очерки по истории смеха (о ритуальном смехе, о возникновении комедии и трагедии, о средневековом смехе и т.д.). Специально рассматривается значение проблемы смеха в современной социокультурной ситуации.Книга будет интересна не только специалистам --- философам, филологам, историкам, психологам, культурологам, искусствоведам, но и широкому кругу читателей...
Настоящая книга, написанная выдающимся английским теоретиком искусства Дж. Рёскином (1819-1900), посвящена изобразительному искусству. Автор, в свое время много путешествовавший по Италии, излагает принципы рисования, установленные великим флорентийцем Джотто. Эти принципы — истинные законы красоты — отличаются от методов классических школ, которые считались общепринятыми и в которых, по мнению автора, содержатся серьезные ошибки и недостатки. Книга содержит серию практических приемов и упражнений, которые рекомендуются молодым людям, имеющим склонность к рисованию, а также афоризмы Дж. Рёскина, признанного мастера этого литературного жанра.Книга будет интересна философам-эстетикам, историкам искусства, а также всем любителям рисования...
Хосе Ортега-и-Гассет — имя, до недавнего времени известное отечественному читателю лишь по упоминанию в критической литературе, посвященной кризисным явлениям западной культуры. А между тем жизнь и творчество этого крупнейшего испанского философа XX века давно уже овеяны всемирной славой.Его произведения получили на Западе самое широкое распространение. Настоящее издание впервые непосредственно знакомит с эстетической концепцией философа. Включенные в него работы, такие, как «Дегуманизация искусства», «Мысли о романе», «Этюды о любви», «Идеи и верования» и другие откроют читателю яркого, оригинального мыслителя, чьи глубокие раздумья о судьбах искусства, о признанных классиках и авангардистских течениях, об «элитарной» и «массовой» культуре, философские размышления о любви и свободе воли предстанут в живой связи с нашей собственной духовной проблематикой...
В монографии обосновывается концепция модернизма, постмодернизма и постмодернизма как неклассической эстетики ХХ в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики.Систематизируются признаки нонклассики в теории и художественной практике модернизма.Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой.Для преподавателей философии, культурологи, эстетики, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области гуманитарных наук...
В представляемой монографии известного советского ученого А.Ф. Лосева впервые в отечественной литературе дается широко обобщенная и развернутая характеристика эстетических воззрений одной из узловых эпох европейской истории — эпохи Возрождения. Книга, представляющая собой итог многолетних исследований автора, написана на основе огромного эмпирического материала, оригинальных источников, а также значительного количества культурно-исторических, художественных и искусствоведческих данных. Книга рассчитана на специалистов в области истории эстетики и философии, на читателей, интересующихся общими вопросами истории культуры...
Данный том посвящен эстетике раннего эллинизма. Здесь впервые в систематическом виде исследуется эстетика эпикурейцев, стоиков, скептиков и стоического платонизма. Значительное место уделяется также эстетике слова, стиля, музыки, изобразительных искусств, намечается переход к эстетике позднего эллинизма, то есть к неоплатонизму конца античности...
Предлагаемое вниманию читателей издание является шестым томом капитального труда А.Ф.Лосева по истории античной эстетики и посвящено ее наименее изученному периоду - позднему эллинизму (I-V или VI вв. н. э.). Здесь впервые в систематическом виде представлена эстетика неоплатонизма. Особое внимание в книге уделяется анализу философии эстетики Плотина...
Предлагаемое вниманию читателей издание является четвертым томом капитального труда А.Ф. Лосева по истории античной эстетики. Эстетика Аристотеля и его школы рассматривается здесь во всей полноте ее противоречий.Книга А.Ф. Лосева будет полезна как для специалистов в области эстетики и философии, так и для широкого круга читателей, интересующихся эстетическими проблемами...