методология

Сравнение товаров (0)


Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах: Курс лекций
Автор: Щедровицкий Г.П.

Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах: Курс лекций

Лекции были прочитаны на факультете психологии МГУ и преследовали цель введения слушателей, студентов и аспирантов в круг идей системно-структурной методологии и теории деятельности, разработанных в Московском методологическом кружке (ММК). Для того чтобы сделать изложение проблемным и максимально вовлечь в работу слушателей, автор применил особый прием: методологические представления вводятся как средство решения проблем, встающих в ходе реального психологического исследования взаимоотношений людей в малых группах. Книга адресована широкому кругу читателей, заинтересованных в совершенствовании своих мыслительных средств.СодержаниеЛекция 1.............................................................................................................. 41. Формулирование темы исследования................................................... 52. Сфера практической деятельности и сфера науки......................... 63. Предписания и описания........................................................................ 104. Предмет изучения и естественный объект...................................... 125. Тема исследования исчезла.................................................................... 156. Переформулирование темы исследования: собственно предметные и методологические проблемы 16Лекция 2........................................................................................................... 227. Резюме предыдущего: характеристика ситуации, в которой находится исследователь 228. Объекты практики и объекты изучения........................................... 239. Выбор научного направления и школы............................................... 2410. Условия возникновения методологической ситуации................. 2711. Элементы «методологической машины»....................................... 2812. Природа «научного факта»................................................................ 3113. Пути и способы получения фактов.................................................. 3114. Исходные факты рассматриваемого исследования.................... 3115. Поиск объясняющих понятий и схем — обобщение факта....... 3116. Резюме предыдущего: различие схем и объектов анализа......... 31Лекция 3........................................................................................................... 3117. Конструирование схемы...................................................................... 3118. Снова философско-методологическая позиция: расщепление знания и объекта 3119. Характеристика первой сконструированной схемы. Онтология и логика 3120. Пути методологического определения объекта.......................... 3121. Перечень и характеристика основных категорий....................... 3122. Категория системы как средство развертывания исходной предметной схемы 3123. Как возможен анализ системно-структурного объекта........... 3124. Замечание в сторону: и его ученики.................... 3125. Системно-структурное представление объекта изучения....... 31Лекция 4........................................................................................................... 3126. Резюме предыдущего. Разложение отношений на компоненты и объединение компонентов в целое 3127. Дискурсивность анализа и симультанность изображения....... 3128. Основные понятия системно-структурного исследования: «параметрические» и структурные описания объекта 3129. Чувственно-единое и чувственно-множественное целое......... 3130. Отношение между элементом и частью......................................... 3131. Формальные возможности языка системно-структурных изображений 3132. Работа на абстрактных схемах структур.................................... 3133. Характеристика целостности объекта........................................ 3134. Часть и элемент..................................................................................... 3135. Связи и элементы. «Эффекты целого». Структура как единство элементов и связей 3136. Связка, структура и сеть.................................................................... 3137. Зависимость между связями. Структура...................................... 3138. Отношение............................................................................................... 3139. Функция..................................................................................................... 31Лекция 5........................................................................................................... 3140. Резюме предыдущего: многопредметность исследовательского движения 3141. Дополнительные замечания по поводу основных понятий системно-структурной методологии и возможностей представления группы в виде системы.................................................. 3142. Форма и содержание в системно-структурных исследованиях 3143. Различие и связь двух позиций — непосредственной и рефлексивной 3144. Различие и связь изображений в параметрических зависимостях и в структурах из связей элементов 3145. Процедуры сведения параметрических изображений к структурным и выведения их из последних 3146. Процедуры изоляции и абстракции................................................. 3147. Способы работы со структурно представленными объектами: изоляция 3148. Разложение структурно представленного объекта................... 3149. Расщепление структуры объекта.................................................... 31Лекция 6........................................................................................................... 3150. Резюме предыдущего. Идея последовательного развертывания множества разных схем 3151. Содержание и форма в развертывании структурных изображений групп 3152. Три основания в развертывании структурных изображений групп 3153. Общая характеристика метода восхождения от абстрактного к конкретному. Исходная структура, или «клеточка»............................................................................................................................ 3154. Процедуры восхождения как обратные аналитическим........... 3155. Проблема порядка применения разных процедур как основная проблема восхождения 3156. Эмпирическая составляющая метода восхождения от абстрактного к конкретному 3157. Проблема организации эмпирических данных. Генетический принцип как ключ к решению этой проблемы 3158. «Наложение» исходной схемы на эмпирический материал...... 3159. Построение второй структуры путем развертывания первой 3160. Проблема трансформации исходной структуры в окружении второй структуры. Организация и организованности 3161. Эмпирический материал и правила формального развертывания структур 31Лекция 7........................................................................................................... 3162. Резюме предыдущего: соотношение предметной и методологической работы 3163. Изображение исследовательского движения в схемах многих плоскостей. Замещение и управление 3164. Замещение и интерпретация. Проблемы адекватности формы 3165. Инвентаризация основных вопросов и проблем. Основания для их классификации или типологии 3166. Типы мыслительного движения: описательно-коммуникативный, модельный и модельно-интерпретационный 3167. Третий тип вопросов — предметный............................................. 3168. Выявление факторов, от которых зависят взаимоотношения. Внутренняя связь и взаимозависимость самих этих факторов........................................................................................................ 3169. Эмпирический смысл идеи восхождения в применении к группам..... 3170. Общий план построения модели группы способом восхождения 3171. Первая характеристика абстрактных структур деятельности 31[72. Формальная процедура и семиотические средства развертывания структур деятельности. Единицы деятельности]............................................................................................................................ 31[73. Анализ и синтез актов деятельности. Связи в деятельности] 31[74. Эмпирическая интерпретация связей между актами деятельности] 31Лекция 8........................................................................................................... 31[75. Резюме предыдущего: рефлексия пройденного нами пути].... 31[76. Наука как система: еще одно уточнение]..................................... 31[77. «Машина науки» и «машина методологии»]............................... 31[78. Научное исследование и методологическая работа]................ 31[79. Объективное содержание и научное исследование].................. 31[80. Рефлексия в исследовательской работе: наш опыт ее организации] 31[81. Вопросы, встававшие в ходе исследования]............................... 31[82. От эмпирии к методологии игры. Взаимоотношения как....... 31[83. Воспитание с методологической точки зрения]........................ 31Лекция 9........................................................................................................... 31[84. Резюме предыдущей лекции. Культурно-нормативное представление деятельности] 31[85. Развертывание нормативных представлений деятельности] 31[86. Социальная система: отношения, связи и организованности деятельности] 31[87. Целостность социальной системы и средства деятельности] 31[88. «Место» в социальной системе]..................................................... 31[89. Человек и социальная система. Личностное развитие. Свобода и необходимость] 31[90. Социальные институты и группы]................................................ 31[91. Формальное развертывание схем деятельности. Ввзаимоотношение институтов и групп] 31[92. Управление и руководство: группы формальные и клубные].. 31[93. Институционализированные и клубные взаимоотношения. Право и этика] 31[94. Завершающая рефлексия: от методологического к теоретическому анализу] 31Литература..................................................................................................... 31..

2512грн.

Стратегическое управление: единство интеллектуальных, нравственных и духовных оснований \ЭУЗ
Автор: Анисимов О.С.

Стратегическое управление: единство интеллектуальных, нравственных и духовных оснований \ЭУЗ

Раскрываются факторы, влияющие на качество стратегического управления. Основное внимание - на совмещение интеллектуальных, нравственных и духовных механизмов в контексте цивилизационно ориентированного управления.серия Энциклопедия управленческих знаний..

451грн.

Рефлексия и методология \ЭУЗ
Автор: Анисимов О.С.

Рефлексия и методология \ЭУЗ

Данный труд является особым подведением итогов развития методологии в целом, хотя иллюстративный материал касается прежде всего кружка, который создал и остается его лидером О.С. Анисимов. Книга предназначается для многостороннего обзора методологии как культурного явления, созданного в СССР в середине 50-х годовXX века. В книге дается функциональное и историческое различие ММК (московского методологического кружка) и ММК (московского методолого-педагогического кружка), которое тесно связано с ролью "чистого мышления" и логики систематического уточнения в переходе на более высокий уровень методологического механизма и движения.Книга обращена ко всем, кто связан с методологическим движением и интересующимся высшими формами рефлексивно-интеллектуальной культуры.серия Энциклопедия управленческих знанийСодержаниеВведение.Философские предпосылки встречи с методологами.Технологические предпосылки вхождения в ММК.Схемотехника и методологическое самоопределение.Метод работы с текстами и перспективы трансляции культуры мышления.Методологическое самоопределение и создание кружка.Методология и управление.Методология и логика.Методологическая школа и сплочение.Методология и игромоделирование.Методология и психология.Управленческое образование и методология.Экономическое образование и методология.Рефлексия и методология.Педагогика и методология.Игротехника и методология.Методология и акмеология.Стратегическое мышление и методология.Цивилизационное управление и методология.Метааналитика и методология.Что такое методология?Ориентировка для начинающего.Основные черты.Диалог "Методология и аналитика".Диалог "Интеллектуальные и нравственно-духовные критерии принятия стратегических решений: Пути гармонизации в использовании".Приложение "Методологи ММК о методологии".Литература...

815грн.

Акмеология мышления
Автор: Анисимов О.С.

Акмеология мышления

В настоящей работе нам хочется проиллюстрировать  общие положения хода создания и обучения высшим формам мышления в рамках нашей линии разработок московского методолого-педагогического кружка...

531грн.

Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура. \Хрестоматия
Автор: Микешина Л.\ред.

Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура. \Хрестоматия

Хрестоматия ориентирована на изучение курса по философии и методологии науки и соответствует программе кандидатских экзаменов "История и философия науки", утвержденной Министерством образования и науки. В книге представлены тексты по общим проблемам познания, философии науки, методологии естественных наук и социогуманитарного знания. Каждый тематический раздел хрестоматии структурирован по хронологическому принципу и содержит тексты как мыслителей прошлого, так и современных отечественных и зарубежных авторов: философов, методологов, ученых. Книга предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, интересующихся философско-методологическими проблемами научного знания...

615грн.

Проблемы логики научного исследования \т.7
Автор: Щедровицкий Г.П.

Проблемы логики научного исследования \т.7

Тема седьмого тома серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» - развитие идей содержательно-генетической логики и теории мышления в Московском Методологическом Кружке (ММК). Это цикл докладов, сделанных Г.П.Щедровицким на семинарах ММК в 1965 году и являющихся непосредственным продолжением обсуждения этой темы на лекциях в МИФИ, опубликованных в шестом томе. Публикуемый цикл докладов открывается введением, в котором намечаются те основные проблемы и темы, которым он посвящен и вокруг которых сосредоточено обсуждение и всех других, возникавших по ходу дела, вопросов. Г.П.Щедровицкий называет следующие основные темы: проблемы логики научного исследования с точки зрения общего развития логических идей; анализ исходных схем содержательно-генетической логики, их возможностей и ограничений; анализ схем деятельности, построенных на основе схем преобразования объектов; анализ представлений структуры науки и деятельности в блок-схемах; анализ исходных идей теории «табло» и рефлексии; специфические проблемы методологии структурно-системных исследований. ..

931грн.

Методология систем
Автор: Могилевский

Методология систем

Предлагаемая книга ориентирована на широкий круг интеллектуалов, желающих пристальнее всмотреться в сеть причинно-следственных связей в своей жизни и деятельности, фрагментировать их и обнаружить признаки систем. Каждая из них охватывает определенную сторону жизни, в силу этого специфична, но построена по одному и тому же принципу, разработанному в кибернетике и получившему развитие в теории систем. Изложению такого принципа и посвящена данная работа.Работа может быть использована в качестве пособия для системных аналитиков любых предметных областей, а также как учебное пособие в тех нетрадиционных областях знания, где изучаются комплексные процессы в сложных явлениях, например, процессы управления государством, материально-финансовыми потоками, биологические явления, тенденции развития культуры и т. п...

474грн.

Философия познания \Канон
Автор: Микешина

Философия познания \Канон

Монография посвящена общегносеологическим проблемам философии познания и особенно эпистемологии гуманитарного знания. С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании многие проблемы, считавшиеся маргинальными, выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, многообразие «Я» в работах Декарта и принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма (Э. Гуссерль, К. Манхейм). Исследованы герменевтические подходы В. Дильтея, М.Хайдеггера, Г.Гадамера, интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании. Показано значение идей Г. Шпета, М. Бахтина для эпистемологии гуманитарного познания. Во втором издании добавлена глава о гуманитарном и религиозном знании (П. Тиллих, П.А. Флоренский) как сферах экзистенциального выражения человека. Книга предназначена для читателей, интересующихся проблемами общей философии познания, а также философией гуманитарных и социальных наук...

375грн.

Философия познания (560 стр)
Автор: Микешина

Философия познания (560 стр)

Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением `поля` рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти `маргинальные` проблемы выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как `опыт мира` исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании...

347грн.

Философия науки. Методология и история конкретных наук
Автор: Микешина\ред

Философия науки. Методология и история конкретных наук

Цель пособия — сделать доступными статьи, написанные известными методологами и философами науки, учеными, размышляющими над современными философскими проблемами науки. В статьях представлен анализ методологических проблем математического, физического, биологического знания, новых информационных технологий, соотношения философии и психологии, языка философии. Осуществлено исследование типологии текстов и "текстовых эпох", особенности создания абстракций и построения теорий в гуманитарных — филологических и исторических науках, продемонстрированы современные стратегии изучения социальных наук, а также новые идеи о "неформальной логике", мало разработанной теме "герменевтика и социальная педагогика". Рассмотрены исторические истоки новоевропейской и русской науки, выявлены "два лика" науки — как культуры и как цивилизации. ..

474грн.

Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с нем. Ю.Н. Попова. Послесловие В.В.Бибихина
Автор: Зедльмайр Г.

Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с нем. Ю.Н. Попова. Послесловие В.В.Бибихина

"Искусство и истина" представляет собой авторское собрание статей Ганса Зедльмайра - одного из наиболее значительных искусствоведов XX столетия. В книге всесторонне рассмотрены главные методологические проблемы современной истории искусства, в частности, "история искусства как наука", "история искусства как история стиля", "проблема интерпретации", "проблема времени" и др. Для специалистов по философии и культурологии, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов. ..

0грн.

60 дней в мышлении. Самозарождение жанра
Автор: Гачев Г.

60 дней в мышлении. Самозарождение жанра

"60 дней в мышлении" (август-октябрь 1961 г.) - "книга порога" (Бахтин). "Я никогда не читал подобной книги", "она выбивается изо всех жанров", - писали внутренние рецензенты на "60 дней", этот "роман мышления". Его завязка такова: автор, написав эстетический трактат "Содержательность форм и разделение литературы на роды и виды", осознал, что то, как он ставит и решает научные проблемы, пуповинно связано с загвоздками его бурно-страстной жизни тех дней, что записаны в дневнике. Тогда он переслоил трактат и дневник - и встретились три ипостаси автора и три пласта текста: ученый мыслящий (трактат), человек живущий (дневник) и философ, рефлектирующий над диалогом обоих (комментарий). Так самозародился жанр "экзистенциальной культурологии" и возник метод "привлеченного мышления" и "жизнемыслей", которые далее развиваются в сочинениях Гачева. Книгу завершает Эпилог-диалог из будущего, где рассказано, как "беззаконная комета" сочинения пыталась пробить плотные слои нормативной культуры, и дана любопытная панорама внутренних рецензий...

584грн.

Показаны с 1 по 13 из 13 (1 страниц)